«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»
Лікарська практика
Нове на порталі
- Новини 11.10.2024 Штучний інтелект у фармації: перспективи, переваги та потенційні ризики
- Новини 27.08.2024 Вакансії медсестри у Вінниці: особливості та вимоги до кандидатів
- Новини 07.11.2023 Мезотерапія - що це за процедура, особливості проведення і коли потрібна?
- Новини 31.07.2023 Безопераційні методики корекції нижнього повіка
- Новини 31.05.2023 Лечение метастазов в печени на поздних стадиях рака
- Новини 16.05.2023 Лікувальна фізкультура та профілактика варикозу
- Новини 23.03.2023 Що не можна робити онкологічним хворим
- Новини 05.12.2022 Лазерна корекція зору: лікар клініки “Новий Зір” розвінчує необґрунтовані страхи
- Новини 15.07.2022 Лечение синдрома вагинальной релаксации
- Новини 24.11.2021 Нашего малыша принес не аист: женщина поделилась опытом ЭКО
Новая философия здравоохранения для Украины
Все социологи отмечают большую скорость изменений той среды, в которой существуют люди, причем скорость этих изменений все время увеличивается.
Если в Средние века родитель мог совершенно точно предсказать, как будет выглядеть вся жизнь его ребенка, а именно: что он будет есть и пить, в каком доме жить, как передвигаться, как покупать и продавать, как лечиться, как одеваться, как общаться с другими людьми, и мог правильно подготовить его (а часто, и своих внуков) к жизни, то уже с середины 19 века такие предсказатели все чаще и чаще стали попадать пальцем в небо, потому что родители перестали правильно представлять себе будущую жизнь своих детей.
В 20 веке скорость изменений еще более возросла, и теперь уже жизнь стала полностью меняться при жизни одного поколения. Что характерно, раньше речь шла о новых технических средствах для перемещения людей и грузов (железная дорога, авиация, пароходы), средствах коммуникации (телеграф, телефон, радио) и других открытиях, меняющих окружающий людей мир. В области наук о человеке прогресс был скромнее. Например, за весь 19-й век было сделано всего 2 прорывных открытия в области медицины, и то – в самом его конце: Х-лучи (К.Рентген, И.Пулюй) и методы изготовления вакцин (Л.Пастер). Насколько эти открытия опередили свое время, можно судить по тому, что мы и через 100 лет все еще широко их применяем. В 20 веке открытия, в том числе и в области медицины, хлынули потоком, подталкивая одно другое: никто уже не мог предсказать, как изменятся технологии диагностики и лечения через какие-нибудь 30-40 лет. Более того, на очереди открытия, направленные на изменение того, что не менялось уже много десятков тысяч лет – самого человеческого тела и кардинального пересмотра сроков его жизни. При таком радикальном изменении инструментов не может не измениться и социальный институт, который их применяет – общественное здравоохранение.
ВОЗ в своих документах отмечает, что "во всем мире системы здравоохранения, демографические, технические, экономические и социальные факторы постоянно эволюционируют. Чтобы медицинское обслуживание отвечало изменяющимся потребностям населения, для которого оно предназначено, его необходимо постоянно совершенствовать, проводя необходимые реформы. Однако чтобы быть уверенными в жизнеспособности процесса переме н, они должны осуществляться в четко очерченных рамках социального диалога между всеми заинтересованными сторонами – потребителями, правительствами, предпринимателями, рабочими и финансовыми учреждениями". Проблема, возможно, еще не всеми осознанная, это то, что вместе с текущим экономическим кризисом меняются не только инструменты здравоохранения, не только потребности клиентов здравоохранения, но впервые в истории человечества готовы измениться сами цели общественного здравоохранения.
В положении "на старт"
Всю историю 20 века развивающиеся страны догоняли развитые. Критерием развитости страны была масса показателей: валовой продукт на душу населения, торговый баланс, ядерные технологии, научные результаты исследований, военная мощь, показатели эффективности производства и производительности труда, возможность выводить на орбиту спутники и многие другие. Но когда хотели сравнить качество жизни и эффективность социальных программ в странах, сравнивали среднюю продолжительность жизни и цифры детской смертности. Т.е., истинным показателем развитости страны было осознание ею того факта, что все технологии и производство, все усилия ученых и технократов на самом деле направлены на повышение качества населения страны и продолжительности его жизни. Именно население есть самый главный ресурс каждой страны в гонке за международным признанием, которая продолжалась последние несколько сот лет, в эпоху индустриального развития, с тех пор, как массово возникли государства-нации. Все остальные показатели и критерии развитости страны – оказались всего лишь следствиями правильной (или неправильной) стратегии развития собственного населения и организации жизни таким образом, чтобы достичь максимально возможных показателей его здоровья и продолжительности жизни.
Текущий мировой кризис показывает, что промышленное развитие ничего не дает стране, если страна не применяет это развитие для улучшения основного своего ресурса – качества населения. Как ни печально это признавать, Украина по этим критериям – типичная страна третьего мира, ибо элиты страны все еще считают, что экономика страны существует, грубо говоря, для того, чтобы плавить металл, прокатывать его в листы, сворачивать его в трубы и продавать за рубеж. Украинские элиты до сих пор считают, что Украина – это набор из производственных и финансовых активов, недвижимости и земли под ними. Парадокс в том, что, добиваясь признания успешности своих производств, украинские олигархи не замечают, что главный ресурс, который они эксплуатируют – это население, и он стремительно деградирует. И Украина здесь не одинока.
Деградация населения – самая главная проблема стран, экономика которых по тем или иным причинам "задержалась" на этапе индустриализации, тех, которые все еще пытаются догнать развитые страны путем наращивания тонн выплавленных чугуна и стали, добытой руды и угля, вместо того, чтобы догонять по средней продолжительности жизни, уровню образования, биогенетическим и информационным технологиям. В постиндустриальной эпохе, которая наступает вне зависимости от степени готовности к ней, преимущества получат страны или группы стран, элиты которых начнут практически применять весь накопленный технологический потенциал для улучшения качества населения и удлинения времени его продуктивной жизни. Парадоксально, но признаков наличия таких стран еще нет, весь мир находится в этом смысле на одной стартовой черте, и первым в этой гонке окажется не только тот, кто имеет лучшие инструменты, но и тот, кто первый осознает новые цели развития. Украине предстоит либо осознать, сформулировать их для себя в явном виде и начать действовать, либо отстать навсегда, ибо скорости развития стран-лидеров в этом соревновании будут таковы, что они окажутся абсолютно недостижимы для аутсайдеров.
Новые приоритеты
Нынешние украинские элиты сформировались и получили образование в 70-80 гг. 20-го века и исповедуют способы решения задач конца прошлого века. Новые задачи, стоящие перед страной, не только не решаются ими, они не замечаются даже тогда, когда им их показывают. В мире, где самым главным товаром становится новейшая научная информация и основанные на ней прорывные технологии, все мозги нашей элиты по-прежнему заняты исключительно крупным индустриальным производством, ради которого они готовы угробить экологию целых регионов страны вместе со здоровьем людей, на них проживающих. Они не задают себе простых вопросов: что будет, если уже завтра продукция металлургов станет вообще никому не нужна? Кто и за какие деньги будет ликвидировать проржавевшие циклопические производства, которыми застроено полстраны? А также рекультивировать земли под ними, делая их пригодными для жизни будущих поколений? В условиях деградации населения, кто будет жить рядом с этими свалками железа? Зачем будет нужна армия, если в нее некого будет призывать? Зачем будет нужна наука, если все, что она может выработать, уже давно выработано и отброшено за неэффективностью в других странах? Что будут делать ВУЗы и техникумы, если в них не будет студентов? Чему будут учить специалистов производства, если половина профессий в одночасье отомрет за ненадобностью?
В этих условиях только быстрая смена элит дает шанс стране прыгнуть в уходящий поезд. Несмотря на то, что наши элиты воспринимают любую попытку себя сменить как покушение на их личные сверхдоходы, такое сопротивление – последний и бессмысленный бой старой психологии индустриального общества. Их доходы в новом мире никого интересовать не будут, ибо ценности меняются. Жизненно необходимо быстро начинать весь оставшийся научный и интеллектуальный потенциал страны вкладывать в людей, а еще точнее – в детей:
- Неотложной задачей становится создание системы нового дошкольного воспитания, направленного на воспитание людей, адаптированных не столько к нынешнему, сколько к завтрашнему миру. Это будут дети, для которых свободное общение со всем миром посредством IT-технологий так же естественно, как нам было естественно разглядывать картинки в Букваре.
- Обучение всех, но прежде всего – детей, технологиям здорового образа жизни. Именно технологиям, которые противостоят агрессивной и болезнетворной внешней среде, созданной отмирающей индустриальной эпохой. Создание своеобразных «оазисов» здоровой жизни на подходящих территориях. - Преимущественное развитие медицинских технологий, продлевающих жизнь и повышающих качество жизни неизлечимо больных.
- Переброска ресурсов для развития биотехнологий и генной инженерии. Убрать все юридические препятствия для развития медико-генетических исследований.
- Коренная и быстрая реформа общественного здравоохранения, которое в нынешнем виде не только не соответствует задачам охраны здоровья, но и парадоксальным образом способствует его ухудшению. Понятно, что когда в обществе одновременно присутствуют 3 разных поколения людей, представляющих разные эпохи и разные экономические формации, – никакая система здравоохранения не окажется приемлемой для всех сразу.
Мне кажется, что выход в том, чтобы каждое поколение имело тот тип здравоохранения, к которому оно привыкло с детства. По мере естественного ухода поколений – будут уходить и устаревшие типы организации здравоохранения. Принципиально новая система здравоохранения, таким образом, будет востребована, прежде всего, людьми, которым сейчас до 25 лет.
Главный принцип, который, как мне кажется, будет лежать в основе нового здравоохранения – продажа пациенту не отдельных медицинских услуг, а продажа доступа к системе, которая планомерно охватывает все стороны жизни человека, касающиеся его здоровья. Именно так устроена Всемирная Сеть: купив доступ в Интернет, вы получаете весь комплекс сервисов и услуг, которые возможны на данный момент.
По этой аналогии, новую систему здравоохранения с самого начала лучше спроектировать так, чтобы она не руководилась из единого центра, могла бы масштабироваться на основе стандартных решений и взаимозаменяемых звеньев и, в тоже время, чтобы каждый человек мог бы легко подстроить ее под свои нужды, отказываясь от сервисов, которые ему в данный момент не нужны.
Реальное содержимое такой системы (т.е. перечень доступных сервисов и их пропускная способность) могли бы меняться соответственно прогрессу в той или иной области медицины так же легко, как мы сейчас заменяем программное обеспечение на серверах, обслуживающих участки Сети. Органами руководства такой системы фактически были бы учреждения, разрабатывающие новые лечебно-диагностические протоколы, которые, в свою очередь, адаптировали бы к практическим нуждам все новые открытия в медицине.
Набоков А.Ю.
Правова інформація: htts://medstrana.com.ua/page/lawinfo/
«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»