Вхід на сайт

Увійти Зареєструватись

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»

Вибір напряму медицини

Інформаційний блок
Розмір тексту
Aa Aa Aa

Бессонница и генетический механизм сна

Редакция (додав(-ла) 31 января 2012 в 11:00)
Додати новость Роздрукувати

Казалось бы, что может быть понятней: приходит ночь – и хочется спать. Но за кажущейся простотой стоит целый набор сложных молекулярных процессов, контролируемых на генном уровне и влияющих на чувство сонливости. В ходе экспериментов с геномом дрозофилы, ученые университета Рокфеллера в Нью-Йорке выявили новый ген и связанный с ним механизм регулирования сна, неизвестный ранее.

Старший научный сотрудник университета Рокфеллера Николас Ставропоулос (Nicholas Stavropoulos) и его коллеги под руководством заведующей лабораторией генетики университета Рокфеллера профессора Джинни Фишер (Jeanne Fisher) провели генетический анализ около 21 000 дрозофил.

С помощью специального инфракрасного оборудования ученые определяли степень сонливости дрозофил и обнаружили, что среди них тоже есть «страдающие от бессонницы»! В то время как большинство подопытных мушек спали 927 минут в день, особи с нарушениями сна спали всего 317 минут в сутки, причем периоды сна у них были короче и часто прерывались внезапными пробуждениями. У этих дрозофил с бессонницей были обнаружены мутации определенного гена, который исследователи назвали «ген бессонницы».

«Мы увидели, что данные мутации приводят к значительному сокращению как единовременного периода сна, так и его общего количества, – прокомментировал результаты исследования Ставропоулос. – Но, что еще более интересно, мы выяснили, что ген бессонницы задействует ранее не изученный гомеостатический механизм. Таким образом, данная причина бессонницы не связана с хорошо известными науке циркадными ритмами и не зависит от времени суток».

Ученые считают, что ген бессонницы влияет на клеточные пути деградации белков в нейронах посредством комплекса Cul3. Если их выводы верны, то это первое в истории медицины свидетельство такой взаимосвязи.

Была обнаружена и еще одна интересная зависимость – продолжительность жизни дрозофил с мутациями гена бессонницы была примерно на треть короче, чем у остальных. Подобная связь была показана и в ходе других исследований на дрозофилах и лабораторных крысах, и считалось, что на продолжительности жизни сказывается именно нехватка сна. Тем не менее, когда в ходе данного эксперимента ученые избирательно блокировали ген бессонницы в нейронах, не тронув его в остальном организме дрозофил, то подопытные по-прежнему имели проблемы со сном, но жили дольше.

«Таким образом, возможно, что на длительность сна и жизни влияют аналогичные причины, хотя и по-разному», – говорит Николас Ставропоулос.

Правова інформація: htts://medstrana.com.ua/page/lawinfo/

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»