Вхід на сайт

Увійти Зареєструватись

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»

Вибір напряму медицини

Інформаційний блок
Розмір тексту
Aa Aa Aa

Сердце лабораторной мыши не может заменить сердце человека

Редакция (додав(-ла) 4 августа 2011 в 11:00)
Додати новость Роздрукувати

Если Вы следите за новостями медицины, то наверняка неоднократно читали многообещающие статьи о революционных открытиях в медицине, подтвержденных опытами на лабораторных мышах. Потом, значительно позже, появляются статьи о том, что от выпуска препарата решили отказаться, так как были обнаружены сильные побочные эффекты. Почему же так происходит?

Инженер-биомедик университета штата Вашингтон в Сент-Луисе Игорь Ефимов много лет посвятил изучению биофизических и психологических механизмов, отвечающих за развитие болезней, связанных с нарушением сердечного ритма, и он уверен, что дело не только в побочных эффектах. «Проблема в том, что генетически мыши и люди слишком разные», – говорит Ефимов.

Лабораторные мыши очень часто используются для исследования сердечно-сосудистых заболеваний и средств их терапии – так быстрее, удобнее и дешевле. Но не попала ли современная наука в собственную мышеловку?

В последнем выпуске журнала «Journal of Molecular and Cellular Cardiology» (Журнал молекулярной и клеточной кардиологии) вышла статья, прекрасно иллюстрирующая необходимость использовать именно человеческие сердца для тестирования лекарств.

Ефимов договорился с несколькими медицинскими институтами о поставке человеческих сердец для своих экспериментов – это либо больные сердца, извлеченные при трансплантации, либо сердца, завещанные для медицинских нужд и не подходящие для пересадки. В ходе исследования ученые проверили на них два препарата, испытания которых на сердце лабораторных мышей показало замечательные результаты (которые были опубликованы в том же Журнале молекулярной и клеточной кардиологии). Увы, человеческое сердце отреагировало на лекарства совсем иначе и сейчас исследователи уверены, что эти препараты, так хорошо показавшие себя в «мышиной практике», не помогут людям.

«Мы доказали это без дорогих клинических испытаний, и, что более важно, без необходимости рисковать здоровьем людей», – прокомментировал исследование Игорь Ефимов. Но он уверен, что проблема гораздо масштабнее, и что использование лабораторных мышей уже сейчас задержало развитие эффективной терапии на значительный срок.

Сегодня используется так называемая трехшаговая модель испытаний, включающая:

  1. определение клинических признаков болезни;
  2. повторение их в модифицированной лабораторной модели;
  3. оценка безопасности и эффективность препарата на этой модели.

«Беда в том, – говорит Ефимов, – что как минимум в вопросах нарушения сердечного ритма это метод практически безрезультатен. С его помощью не удалось найти эффективных препаратов – все, что прошло испытания на лабораторных моделях, не смогло пройти клинические испытания».

«Мыши не подходят для изучения сердечных заболеваний, – уверен Ефимов. – Пульс мыши – 600 ударов в минуту, а пульс человека – 72, надо ли говорит о том, что эти сердца функционируют по-разному? Можно ввести мышам ген, вызывающий сердечно-сосудистое заболевание у человека, но болезнь, которая у них сформируется, будет совсем другой, так что и лекарственные препараты, которые помогут мышам, вовсе не обязательно окажутся полезными и безвредными для людей. Что же делать?

Ефимов считает, что необходимо добавить четвертый шаг после экспериментов на животных моделях и до проведения клинических испытаний – проверку препарата на человеческом сердце.

Правова інформація: htts://medstrana.com.ua/page/lawinfo/

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»