Вхід на сайт

Увійти Зареєструватись

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»

Вибір напряму медицини

Інформаційний блок
Розмір тексту
Aa Aa Aa

Новый закон Украины «Про засади запобігання та протидії корупції» вступает в действие с 1.04.2010 г. Как он может повлиять на жизнь медиков и сферу здравоохранения?

Валерий Кидонь (додав(-ла) 5 февраля 2010 в 12:46)
Додати статью Роздрукувати

Закон Украины «Про засади запобігання та протидії корупції» вводится в действие 1.04.2010 г., и является одним из плеяды новых антикоррупционных законов.

В нашей стране коррупция и связанная с ней организованная преступность проникла практически во все сферы жизни. Однако опаснее всего то, что процветает в сфере, которая касается каждого из нас – в медицину. Факты мошенничества и обогащения должностных лиц за счет государственных средств в области здравоохранения, в конечном итоге, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг. В сферу коррупции вовлечены не только чиновники, но и многие медицинские работники: от главврача до врача отделения; от зав.аптекой до поставщика фармпрепаратов. И взаимодействие между ними основывается на сложных схемах взяток, откатов и благодарностей.

До сегодняшнего дня борьба с коррупцией имела фрагментарный, хаотический и декларативный характер. Главным отличием Закона «Про засади запобігання та протидії корупції» http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1506-17 является то, что в отличие от своего предшественника («Про боротьбу з корупцією», 1995 р.), он не нацелен на действия репрессивного характера, а на определение конкретных механизмов, направленных на противодействие коррупции.

Закон отмечает, что одним из основных механизмов предотвращения коррупции является внедрение подбора высококвалифицированных кадров на публичную службу. Кандидат обязан подать ведомости об имуществе, доходах, обязательствах финансового характера, в том числе за границей, и пройти специальную проверку. Будет проверяться наличие у кандидата и близких ему лиц корпоративных прав, данные о привлечении к криминальной ответственности и ответственности за коррупционные правонарушения, ведомости о состоянии здоровья кандидата, его образовании и т.д. Все публичные служащие обязаны регулярно подавать ведомости не только о доходах, но и о расходах. Это требование действует на протяжении двух лет после увольнения их, если обязанности этих лиц на новой должности в частном секторе непосредственно связаны с функциями, которые выполняли эти лица, пребывая на предыдущей должности.

Вопрос о практической реализации этих норм не вполне очевиден. Каким образом и кто будет проверять, на какую должность после пойдет бывший чиновник от медицины? Кто следит за тем, чтобы у него не было родственных связей в коммерческих медицинских структурах, в частности в компаниях-поставщиках фармпрепаратов? Как понять, кому разрешения, лицензии, согласования предоставляются с соблюдением всех сроков и процедур, а кому в обход их, только на основании родственных связей? Структура здравоохранения – это запутанная сеть круговой поруки, и вряд ли у государства достаточно возможностей проверять имущественное положение всех чиновников, их родственников, легитимность их дипломов и квалификаций, а также сопоставлять доходы и траты еще два года после увольнения. Однако важно, что в целом такие проверки будут проводиться, и выявленные отклонения от Закона повлечет наступление ответственности.

Другой важной новеллой является расширение круга лиц, на которых распространяется ответственность за коррупционнае правонарушения (ст. 2. С одной стороны, круг потенциальных коррупционеров и взяточников стал шире. Для них Закон возможно чуть ли не впервые указал, какие конкретно их действия считаются коррупционными. Коррупционными будут признаны действия главврачей, направленные на неправомерное способствование физическим и юридическим лицам при проведении тендеров, заключении контрактов на закупку товаров и услуг за государственный счет в учреждениях здравоохранения. Это влечет криминальную ответственность. Возможно привлечение для противодействия коррупции иных от правоохранительных органов институций? Возможно. Учитывая то, что на сегодня одной из причин распространения коррупции в стране является толерантное отношение граждан к этому явлению, еще одним важным механизмом предотвращением коррупции, который прописан в Законе, является привлечение общественности в участии в противостоянии коррупции и информировании населения о результатах реализации государственной антикоррупционной программы. А теперь представим, что с некоего гражданина требуют что-то в конверте за предоставление медицинской услуги – и не как благотворительный взнос, а как благодарность в карман, скажем, за место в палате, за более качественное проведение операции, за более профессиональную анастезию, за надлежайший уход после операции. Система «разумной» благодарности поставлена на поток. В руках медика находится самое ценное – жизнь человека, но будут ли привлекать общественные организации к порицанию виновного? В этом случаестоит только уповать на сознательность общественности, которая сможет бороться с этим явлением. Ну а кто такая общественность как не мы с Вами?

Важным является то, что четко указано, что не является конфиденциальной информация о размерах, видах благотворительной и иной помощи, которая предоставляется юридическими или физическими лицами, размеры, виды вознаграждений, которые получают должностные лица, а также правовые действия, связанные с получением подарков этими лицами или близким им лицам, данные о трудоустройстве, выполнению работ, предоставлению услуг по гражданско-правовым договорам близким лицам должностных лиц. Всем известно, что в государственных медицинских учреждениях понятие добровольного благотворительного взноса поставлено на поток. Главврачи требуют с заведующих отделений, завотделениями – с лечачих врачей. В итоге для получения даже самой пустяковой справки приходится расставаться со своими кровными под видом благотворительности фиксированной суммы. И чаяния на гарантированную бесплатную медицинскую помощь как правило не действуют. В итоге недовольство действиями медиков выливалось только на страницах форумов. Все о благотворительных взносах знали, но предпочитали умалчивать и скрывать. Отныне это станет открытой информацией, и возможно первым тревожным звоночком для нечесных на руку врачей.

Есть в Законе и другие важные нормы, однако все бы не было так радостно, если бы не негативные реалии сегодняшенго дня. Касается это, прежде всего новеллы – ст. 5 - ограничение касательно получений подарков. В Законе сказано: «Особам … у зв'язку з виконанням ними функцій держави або органів місцевого самоврядування забороняється приймати подарунки, за винятком випадків, передбачених цим Законом та іншими законами» И тут же: «...можуть приймати особисті подарунки, які відповідають загальновизнаним уявленням про гостинність, за умови, що вартість одного подарунка не перевищує розміру однієї податкової соціальної пільги». «Особи ... передають органу державної влади, організації або іншій юридичній особі, де вони працюють, подарунки, одержані під час проведення офіційних заходів, у триденний строк в порядку ( 1337-2009-п), встановленому Кабінетом Міністрів України».

Согласитесь, пока довольно спорная норма: как определить грань между подарком и взяткой? И каким образом будет определяться понятие «гостеприимства»? Более того, Порядок передачи подарков, установленный Кабинетом Министров, найти не удалось, возможно, он просто еще не разработан. Такая разрозненность в принятии дополняющих актов разными ветками власти сводит возможность реализации Закона к минимуму. Например, фармбизнес уже давно стал сферой «откатов». Хочешь выйти на рынок – плати, хочешь продуктивно работать – плати. С одной стороны, рынок чистой конкуренции, а с другой – поле для коррупции в государственных масштабах. Смешно предствить, как чиновники передают полученные подарки или высчитывают его стоимость: не превышает ли она сумму налоговой социальной льготы. В итоге вывод напршивается сам собой: все выявления фактов взяточничества в медицинской сфере – абсолютно заказные и показательные. Если правоохранительные органы устраивают обыски, возбуждают уголовные дела, то только в отношении конкретных неугодных персон. А как известно, стать такой персоной в любой момент может каждый руководитель.

Не менее спорна статья, определяющая кодексы поведения лиц, которые могут быть субъектами коррупционных правонарушений. Закон провозглашает способствование государством закрепления норм профессиональной этики. Однако в медицинской сфере такая деятельность государства вообще остается под вопросом: все инициативы о разработке медицинского кодекса, который бы содержал этические нормы поведения, остаются только инициативами, и при чем инициативами общественных медицинских организаций, а не государства в лице Министерства Здравоохранения. Поэтому все врачи работают исходя из собственных представлений о морали, чести и этике. А они, как известно у всех разные.

На сегодняшний день Минздрав вообще является своего рода государством в государстве, и как свидетельствует практика, министр порой сам не имеет возможности следить за тем, что происходит в вверенном ему министерстве. Структура этого органа чрезвычайно многообразна: комиссии, коллегии, управления, которые дают бесчисленное количество разрешений, лицензий согласований практически по всем направлениям медицинской деятельности. Многие понимают, что важным элементом пресечения коррупции является рационализация структуры Министерства, ликвидация параллельных структур, однако понимание этого произойдет, по-видимому, не скоро. Соответственно, поле для коррупции огромное, чем часто пользуются чиновники разного уровня. Если сотрудник медицинского учреждения, с которого чиновник требует материальное вознаграждение за способствование в более скором получении разрешительной документации, сотрудничает с правоохранительными органами, то, согласно Закону, он в полной мере может рассчитывать на реальную государственную помощь, которую предусматривает Закон Украины "Про забезпечення безпеки осіб, які беруть участь у кримінальному судочинстві". Понимая практическую невозможность государства обеспечить правовую защиту, медицинские работники, которые имеют реальную информацию о фактах противоправной коррупционной деятельности чиновников Минздрава, или иных лиц, наделенных властными полномочиями ранее не пытались изменить ситуацию. Теперь же решение давать ли ход наказанию мздоимца принимает пострадавший, Закон стоит на его стороне. Противоречия пока вызывает возможность практической реализации ч.2 ст. 18, согласно которой ведомости о лицах, которые привлечены к ответственности за совершение коррупционных правонарушений, в трехдневный срок со дня набрания соответствующим решением суда законной силы, которые привлечены к гражданско-правовой ответственности, на которых наложена дисциплинарное взыскание, заносятся в Единый Реестр лиц, которые совершили коррупционные правонарушения. Стоит отметить, что создание такого Реестра – одна из основных инициатив Президента о противодействии коррупции. Хоть инициативы остаются лишь инициативами, но норма Закона должна быть выполнена. И медик подумает лишний раз – а стоит ли сейчас брать взятку, чтобы потом попасть в список, который впоследствии навсегда может испортить его репутацию.

Основываясь на вышесказанном, хочется верить, что заявленные новеллы все же будут иметь реальные механизмы реализации. Ведь одновременно внесены изменения в Криминальный Кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В конечном итоге, это только наше право – давать или не давать, способствовать или пресекать случаи проявлений коррупции в медицинской сфере.

Автор – Елена Плотник, юрисконсульт ООО «Медицинские информационные системы»

Правова інформація: htts://medstrana.com.ua/page/lawinfo/

«Информация для медицинских работников / первый живой профессиональный портал для практикующих врачей»